Последние месяцы были сопровождены громкими скандалами в области персональных данных. Допустив утечку данных пользователей, Facebook поставил на карту будущее компании. Реакция на инцидент была незамедлительной – именитые пользователи начали удалять личные аккаунты, рекламодатели все чаще отказываются от размещения рекламы на платформе, а кристальная репутация отныне работает против них.
В это же время, Telegram Group Inc. и TON Issuer Inc. под руководством Павла Дурова, напротив, пытается огородиться от требований ФСБ РФ в отношении дешифровки личных данных. Такие новости сравнимы, пожалуй, со сводками боевых действий. Но значит ли это, что их причина – массовая информационная война, а главное оружие – личная переписка?
Персональными данными считается любая личная информация, напрямую или косвенно связанная с конкретным человеком. Одними из первых, всю её ценность осознали участники сообщества Anonymous, и уже с 2008 года стали известны во всем мире в качестве «децентрализованного хакерского сообщества». Своеобразным «почерком» организации стала публикация данных в открытом доступе с целью привлечения общественного внимания. Их цели – развлечения и поиск правды. Слабо верю, что государство преследует те же.
Основной причиной контроля действий пользователей в интернете принято считать противодействие незаконных деяний, включающих терроризм, диверсии, а так же нарушение общего законодательства.
Значит ли это, что при необходимости, часть переписки пользователя, сможет стать решающим «доказательством», например, в судебном процессе? Следует ли из этого, что «козлом отпущения» сможет стать любой, кто когда-то позволил себе неудачную шутку? Скорее да. В такую ловушку попал Воронежский студент Александр Крузе. Причиной тюремного заключения стали репосты, иллюстрирующие действия ВОВ, которые позже суд признал экстремистскими. Написание дипломной работы стоило молодому человеку 2,5 лет в колонии-поселения.
Чтобы понять весь масштаб происходящего, рассмотрим среднестатистического активного пользователя социальных сетей:
- Фотографии в Instagram позволяют отслеживать местонахождение пользователя, анализировать его предпочтения, любимые места (и блюда).
- Посты в Twitter обычно говорят о произошедших событиях, намерениях, планах и точке зрения.
- Страница Вконтакте расскажет об общей активности человека, наличии интереса к «виртуальной жизни», а также подскажет страну, город, образование, дату рождения и семейное положение.
«Mail.Ru Group» никогда не скрывал своего содействия с правоохранительными органами, а каждый пользователь знает о возможности взлома, поэтому переписки с пометкой «секретно» обычно не производятся в рамках площадки.
Добавить картине завершенности могут сторонние мессенджеры, среди которых WhatsApp, Viber и Telegram. Подводя итог, такие вмешательства трактуются, скорее, как попытка тотального контроля. Но, справедливости ради, заметим, что мы сами лишаем себя приватности.
Поднимая вопрос анонимности как валюты, сложно дать корректную оценку, но можно дать вполне реалистичный прогноз – лишь тот, чьи следы в сети будут сведены к нулю, не станет частью информационной войны и сможет быть действительно свободным. Возможно, спустя полвека, человек, не имеющий сетевой активности, сможет «продать» это качество, как сейчас продаются банковские карты. Но, надеемся, не за бесценок.